SALON AV: S.A.Lab Samson MKII. Усилительный комплекс

Николай ЕФРЕМОВ
Автор
Статья на ресурсе автора
Июнь 19, 2017
Дата

Тест трёхблочного усилителя Hercules MK II вызвал оживлённую дискуссию в комментариях на нашем сайте и в соцсетях. Идя навстречу многочисленным пожеланиям «сделать то же самое, но не такое громоздкое и дорогое», Алексей Сёмин разработал облегчённый вариант комплекта. Схемотехника, конструктив и архитектура версии light те же, что у «Геркулеса».

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Скорость, с которой Звуковая Лаборатория Сёмина реализует новые проекты, поражает. И проекты эти не простые, отнюдь не однотактники на гнутом стальном шасси. Собственное производство в Подольске оснащено современным станочным парком и измерительным оборудованием. Важно, что компания разработала собственную технологию намотки трансформаторов, которые, как известно, по праву считаются сердцем лампового усилителя. На самом деле проектирование моточных узлов скорее сродни искусству, поскольку точный расчёт здесь невозможен, и при таком количестве противоречивых факторов приходится опираться исключительно на опыт и интуицию. Не случайно трансформаторы Tango, Tamura, Partridge, UTC и др., вручную намотанные в прошлом веке, теперь можно купить только за очень большие деньги. Те, что выпускаются под известными марками сейчас, у настоящих ценителей лампового звука не котируются – секреты старых мастеров утеряны, да и материалы уже не те.

«В выходном каскаде каждого моноблока установлено шесть лучевых тетродов 6П36С (тщательно подобранных, производства СССР 1970-х годов, по три баллона в плече), которые работают в двухтактном ультралинейном режиме.»

Выходные трансформаторы в моноблоках Samson MkII такие же, как в «Геркулесах» — ручной намотки, габаритной мощностью 1200 ВА, с сердечниками из лучшей российской электротехнической стали. Их конструкцию, способную обеспечить широкую полосу и малые потери, Алексей намерен запатентовать.

В выходном каскаде каждого моноблока установлено шесть лучевых тетродов 6П36С (тщательно подобранных, производства СССР 1970-х годов, по три баллона в плече), которые работают в двухтактном ультралинейном режиме. Такое включение, как бы промежуточное между триодным и пентодным, позволяет, помимо всего прочего, понизить зависимость коэффициента искажений от импеданса нагрузки. Да и выходной мощностью жертвовать почти не приходится. В нашем случае шесть тетродов выдают 200 Вт при любом сопротивлении акустики – благодаря отводам на 4 и 8 Ом. Усилитель напряжения построен на двойном триоде 6072, а драйвер – на 12-ваттных пентодах 6V6 (наш аналог 6П6С) в триодном включении.

Блок питания немного уступает «геркулесовскому», но и здесь используются диоды Шоттки с малой просадкой, дроссели и сглаживающие конденсаторы большой ёмкости.
Вообще говоря, разделение усилителя на три блока – идея архиправильная. Снимается масса ограничений по снабжению питанием, не приходится втискивать детали, в частности, трансформаторы вплотную друг к другу, и можно вынести предварительный усилитель подальше от мощных силовых полей оконечников. Да, это дорого – три корпуса вместо одного, но в классе High End ценовые соображения далеко не главные. Единственная проблема – как раз с аудиофильской точки зрения – наличие «лишнего» межблочного кабеля. Его влияние в «Самсоне» сведено к минимуму за счёт пренебрежимо малого (менее 20 Ом) выходного сопротивления предварительного усилителя. В его последнем каскаде работает 9-ваттный тетрод 6П9С в триодном режиме, нагруженный на трансформатор. Это позволило организовать балансные линейные интерфейсы с высокой нагрузочной способностью. Имеется и пара стерео выходов на гнёздах RCA – фиксированный и регулируемый.

«Вообще говоря, разделение усилителя на три блока – идея архиправильная. Снимается масса ограничений по снабжению питанием, не приходится втискивать детали, в частности, трансформаторы вплотную друг к другу…»

Предусилитель предусматривает подключение трёх линейных источников и двух проигрывателей винила с ММ-головками. Фонокорректор построен на «железном» пентоде 6Ж4 и двойном триоде 6SN7 с пассивными частотозадающими цепями. Нужный вход выбирается с пульта, коммутация осуществляется с помощью малосигнальных реле.

В основу монументального дизайна «Самсонов» также положен проект итальянского дизайнера Франко Поли. Лицевые панели выточены из кориана, а декоративные элементы — из массива натурального американского ореха. Небесно-голубая подсветка логотипа S.A.Lab и слогана Nothing but Music на лицевой панели моноблоков стильно контрастирует с фактурой искусственного камня.
Тройка Samson MK II поставляется вместе с 4-этажной полкой, выполненной из тех же материалов. Цена комплекта – 2800000 рублей, общая масса порядка 180 кг.

Для соединения предварительного усилителя с оконечниками Алексей предложил кабели собственного производства. Их особенность в том, что для предотвращения окисления медные проводники помещены в инертную среду – под оболочку закачан аргон. В «Самсонах» эти межблочники оказались очень приятными на слух, но чтобы сделать окончательный вывод, мы их послушаем и с другой техникой.

Нынешнее испытание началось с винила: проигрыватель Michell Engineering Orbe SE с тонармом тонарм SME IV и головкой Ortofon Cadenza Red через повышающий трансформатор S.A.Lab подключался к фоно-входу предусилителя.

«Вот какая бы ни была схемотехника корректора, лампу слышно сразу. Открытый звук с размашистой динамикой, ясный верх и чрезвычайно подвижный, не грузный бас.»

Вот какая бы ни была схемотехника корректора, лампу слышно сразу. Открытый звук с размашистой динамикой, ясный верх и чрезвычайно подвижный, не грузный бас. Более тонкие материи могут варьироваться в зависимости от класса головки и прочих обстоятельств, но главное будет гарантировано. Именно так и получилось в нашем случае – хотя мне и показалось, что Cadenza Red не идеально согласовалась с трансформатором (по факту сочетание было почти случайным), пластинки слушались с удовольствием. Ровный баланс с чуть приподнятой и потому выразительной серединой, чёткое разделение каналов, завидная энергетика… Не исключено, что из винила можно было выжать и больше, если повозиться с твикингом, но времени на это не было.
С компакт-дисками особенности «Самсона» проявились гораздо яснее. Чувствовалась преемственность поколений – по общей подаче он очень напоминал «Геркулес», естественно, с поправкой на иной характер акустики. Кстати, насчёт Wilson Audio у меня с самого начала были сомнения: в этих американцев нужно вкачивать такой ток, на который не всякий «каменный» оконечник способен. В нашем случае выручила фирменная концепция S.A.Lab – параллельное включение выходных ламп с высокой нагрузочной способностью и солидный запас джоулей в источниках питания. С динамикой, чёткостью басовой структуры и способностью прокачать приличное по площади помещение — никаких проблем. 400 ватт это всё-таки 400 ватт, и при таком богатырском потенциале «Самсон» не теряет прозрачности и детальности на тихих фрагментах. Это, кстати, радикальное отличие мощных ламповых усилителей от транзисторных, работающих в классе АВ, у которых на первых ваттах искажения выше, чем на десятых и двадцатых. Сказывается и отсутствие глубокой обратной связи – при этом звучание действительно открывается, становится свободнее и кажется гораздо более естественным.

«400 ватт это всё-таки 400 ватт, и при таком богатырском потенциале «Самсон» не теряет прозрачности и детальности на тихих фрагментах.»

Если же сравнивать Samson Mk II с «Геркулесом», то у младшего «богатыря» как бы более спокойный характер, он не стремится произвести впечатление взрывной динамикой (хотя и с этим у него всё в порядке), а концентрирует больше внимания на внутренних, тонких аспектах музыкального произведения. И ещё мне показалось, что у него более выразительная, гармоничная середина, хотя эту особенность, возможно, стоит отнести на счёт акустических систем.

А вообще конструкции, реализованные с таким размахом (а их, к сожалению, на рынке чрезвычайно мало), способны изменить отношение к ламповым усилителям в целом. В мифы о том, что они «не держат удар», плохо контролируют басовые диффузоры и поэтому могут работать только с лёгкой акустикой, через полчаса прослушивания перестанет верить даже самый ярый апологет транзисторной схемотехники.

ОПИСАНИЕ
Model
S.A.Lab Samson MKII
Manufacturer
S.A.Lab (Russia)
Выходная мощность: 200 Вт (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: -110 дБ (невзвешенное значение) || КНИ: 0,07% (150 Вт, 4 Ома) || Габариты (моноблок/предусилитель): 460 х 190 х 470/460 х 270 х 480 мм || Масса (моноблок/предусилитель): 35/60 кг || Цена комплекта со стойкой: 2 млн. 800 тыс. руб.

Редакция благодарит салон «Нота+» за помощь в проведении прослушивания.

СИСТЕМА

• Проигрыватель винила Michell Engineering Orbe SE, тонарм SME IV, головка Ortofon Cadenza Red
• Повышающий МС-трансформатор S.A.Lab
• CD-проигрыватель Lindemann 825
•Акустические системы Wilson Audio Sasha II
• Кабели S.A.Lab