SALON AV: Фонокорректор S.A.Lab Chimera Phono

Модель
Статья на ресурсе автора
Николай ЕФРЕМОВ
Автор
Февраль 03, 2025
Дата

Очередная разработка неутомимого российского производителя построена по оригинальной схеме с мизерными шумами и искажениями. По желанию заказчика она может быть выполнена на нувисторах или пальчиковых лампах, в обоих случаях гарантируются одинаково высокие параметры. Корректор рассчитан на работу с любыми головками — ММ и МС с разной отдачей.

Слушаем разную музыку с «Химерой» и компонентами соответствующего класса.

ВИНИЛ: ОТКРЫВАЕМ ЗАНОВО

Фонокорректоров на рынке великое множество, в разном форм-факторе, с разными потребительскими возможностями и разными параметрами. Но при их подробном анализе можно обнаружить, что при всём этом многообразии большинство производителей используют четыре-пять типовых схем с несущественными вариациями. Соответственно, и звучит всё это примерно одинаково. Значит ли это, что ничего нового в столь любимой, но архаичной области уже создать невозможно?

Оказывается, если задаться целью, можно придумать такое, что до сих пор никому в голову не приходило. И такой пример как раз перед нами.

Как подружить вакуум и кремний

Напомню, что S.A. Laboratory под предводительством Алексея Сёмина выпускает усилительную технику самого разного класса и назначения. Фонокорректоров за всю историю копании было разработано много, и ни одна конструкция не повторяла предыдущую. И новая модель Chimera — не исключение. Алексей показал схему, в каждом канале всего четыре каскада, но они не простые, а двухэтажные — в качестве нагрузки ламповых триодов вместо резисторов используются высоковольтные биполярные транзисторы с обвязкой. Чтобы ничего не напутать, попросим самого автора рассказать о своей разработке.
— Схема интересная, но чего ты пытался добиться, комбинируя лампы и транзисторы?
А.С.: Была у меня идея сделать фонокорректор с подавлением шумов по питанию до -110 дБ. Несколько лет её вынашивал.

— А смысл? У лучших пластинок отношение сигнал/шум порядка -60 дБ.
А.С.: Хорошо, скажем так: задача одновременно снизить шумы и искажения. Поскольку любой корректор имеет большой коэффициент усиления, пульсации с шины питания усиливаются, проходят на выход, и с этим ничего нельзя сделать.

— Аккумуляторы?
— Мы же в современном мире живём, кто будет с ними возиться? Тем более, нам нужно высокое анодное напряжение. Гибридная схема, которую ты видел, имеет КНИ + шум менее 0, 0007% во всём рабочем диапазоне. Если в аноде лампы не резистор, а источник тока, то он в звуке вообще не участвует, просто даёт 5 — 6 мА тока, а лампа «видит» бесконечное сопротивление нагрузки. При этом её усиление равно μ, т.е. максимально возможному значению, в нашем случае — 33. При этом нагрузочная прямая горизонтальна и искажения минимальны, но только в том случае, если входное сопротивление следующего каскада будет несколько мегаом. Для этого после первого каскада ставится катодный повторитель с высоким входным и низким выходным сопротивлением. У него и входная ёмкость маленькая, что даёт широкую частотную полосу, и нагружать такой каскад можно чем угодно, например, как у нас — низкоомными цепями RIAA коррекции, они более быстрые.
— Такие схемы известны уже лет 50, если не дольше. И шумят они ненамного меньше обычных. В чём же фишка?
А.С.: А фишка в том, что шум с шины питания вводится в базы транзисторов анодного и катодного источников тока, причём делителями задаётся такая амплитуда, чтобы на их выходах была одинаковая амплитуда шумов. Но лампа инвертирует фазу на 180 градусов, поэтому в противофазе шумы взаимно компенсируются, и на выходе катодного повторителя остаются лишь собственный шум лампы из-за дробового эффекта, а он очень низкий. Причём компенсация происходит не только на 50 или 100 Гц, а вплоть до 100 кГц и выше. В итоге на выходе корректора с лампами невзвешенный шум получается -85 дБ, а с нувисторами порядка -90 дБ. Кроме того, в катоде лампы конденсатора нет, и за счёт местной обратной связи она становится более линейной. Такой каскад может быть и драйверным для однотактного усилителя, например.

— Но почему именно 6Н23П, лампа ведь очень спорная по звучанию?
А.С.: У меня был разработан малошумящий блок питания на 200 В, он идеально подходит для 6Н23П. Кроме того, её клон 6922 оказался точным аналогом нувистора 6С52Н, поэтому для ламп и нувисторов получаются одинаковые платы. Т.е. в одном корпусе и с тем же питанием удобно сравнивать их звучание. Кроме того, лампы можно менять по своему вкусу — RCA, Philips, Telefunken и т.д.

Правда, с нувисторами есть проблема — они впаяны без панелек, и в случае выхода из строя одного из них придётся менять всю плату. Но это и сам владелец корректора может сделать, мы высылаем полностью настроенные платы.
Как видите, фонокорректор выполнен в классическом дизайне S.A.Lab — стальной корпус с угловыми вентиляционными решётками покрашен автоэмалью. Цветовой вариант потенциальный покупатель может заказать из довольно обширной палитры. Крупная ручка спереди — коммутатор входов. Их три — ММ, а также МС с низким и стандартным выходным напряжением. Сигнал с двух последних поступает на повышающие трансформаторы с коэффициентами х25 и х10 соответственно, которые намотаны тончайшим проводом из чистой меди с позолотой. Выходы — балансный и небалансный — также трансформаторные.

«В полосе твитера всё было ясно и прозрачно, но не стерильно — там, где тарелки звучали агрессивно, присутствовала и яркость, и напор, и настоящий удар по ушам.»

Как и во всех усилителях бренда, имеется счётчик наработки, для ламповых устройств вещь особенно полезная.
Внутреннее устройство корректора описывать не стану: тот, кто в теме, сам всё увидит на фото. Да и масса 20 кг говорит сама за себя.

Винил в отмытом виде

Источником при испытаниях корректора служил проигрыватель AVID Acutus Dark Line с тонармом SME 309 и МС-картриджем EMT HSD 006. С «Химеры» сигнал подавался на предусилитель S.A.Lab Thunderbird SE, а затем — на оконечник Black Knight. Акустические системы — стендовые мониторы TAD Compact Reference CR1, которым понадобилось полчаса, чтобы показать свой настоящий характер.
Скажу честно, сам я довольно настороженно отношусь к гибридным малосигнальным схемам, предпочитая либо лампы, либо транзисторы в чистом виде. Поэтому, поставив первый пресс Chicago Transit Authority, стал вслушиваться, пытаясь заметить в звучании какие-либо непривычные артефакты. И напрасно — никаких настораживающих моментов заметить не удалось. Хотя само звучание в первые минуты показалось несколько непривычным и по микродинамике, и по формированию звукового пространства. Reference CR1 имеют колоссальное разрешение в верхнем диапазоне, но и они не смогли выявить там ни малейших огрехов. В полосе твитера всё было ясно и прозрачно, но не стерильно — там, где тарелки звучали агрессивно, присутствовала и яркость, и напор, и настоящий удар по ушам.

«Барабаны Бонэма быстрые, с незатянутой атакой, поэтому ритм буквально провоцирует к непроизвольному отбиванию такта ногой.»

Второй момент, который стоит отметить — способность корректора чётко разделять звуки в сложной картине. На «Discovery», альбоме ELO с зачатками полифонии и массой пространственных эффектов, было ощущение, что музыка вышла из колонок и всё, что происходило при записи, буквально повторяется перед тобой. Тембральных подробностей и мелких нюансов в звучании было много, но не графоманских, а гармонично музыкальных.

На «Петрушке» Стравинского хорошо была заметна пластичность подачи, благодаря которой не слишком простое для восприятия произведение комфортно ложилось на слух.
Глубина баса определялась, в основном, возможностями мониторов, а вот его структура по-настоящему виниловая, и в этом явная заслуга «Химеры». Бас подвижный, не монотонный, на Led Zeppelin IV — пульсирующий и на редкость ритмичный, не размытый. Барабаны Бонэма быстрые, с незатянутой атакой, поэтому ритм буквально провоцирует непроизвольное отбивание такта ногой. Заслуга ли это низкоомной цепи RIAA, не знаю, но не заметить скорострельность корректора в нижней полосе просто невозможно.

Привязывать свои ощущения к схеме того или устройства — дело неблагодарное и бессмысленное, но то, что Chimera Phono корректор ламповый, ни у кого сомнения не вызовет. Сочетание низких шумов и высокого напряжения питания даёт колоссальный размах динамики, и на слух это воспринимается как открытость пространства, в котором происходит музыкальное событие. И даже в том случае, если для воспроизведения используется относительно компактная акустика.

ОПИСАНИЕ
Model
Manufacturer
S.A.Lab (Russia)

СИСТЕМА

• Частотный диапазон: (±0,1 дБ), Гц: 20 — 20000
• Нелинейные искажения (20 Гц — 20 кГц, 1 В RMS), %: <0,0007
• Отношение сигнал/шум (невзвешенное), дБ: 90
• PSRR (Power Supply Rejection Ratio): 170 дБ (50 кГц), 110 дБ (50/100 Гц)
• Выходное сопротивление, Ом: <10
• Габариты (В х Ш х Г), мм: 175 х 480 х 390
• Масса, кг: 20
• Цена, руб.: 1 300 000