SALON AV: Межблочные кабели S.A.Lab Red Arrow

Дата
Октябрь 28, 2022
Статья на ресурсе автора
Автор
Николай ЕФРЕМОВ

Российская компания продолжает удивлять своими разработками — недавно она выпустила RCA и XLR кабели, в которых каждый проводник состоит из 10 тысяч тончайших, тоньше человеческого волоса, изолированных жил монокристаллической меди.

Послушаем в разных системах, сравним, поделимся впечатлениями.

В ЯБЛОЧКО!

Российская компания S.A.Lab начала выпускать собственные кабели года четыре назад, а до этого сосредоточивала усилия, в основном, на разработке усилителей, используя собственную схемотехнику и широчайший спектр активных элементов. Среди них кремниевые и германиевые транзисторы, а также лампы — как традиционные стеклянные, так и металлокерамические. И в любом случае при проектировании приоритет отдавался не столько объективным характеристикам, сколько характеру звучания, который оттачивался в ходе многочисленных прослушиваний опытных образцов. Большое внимание Алексей Сёмин уделяет входным и выходным интерфейсам — в предварительных и интегральных усилителях трансформаторы используются для организации не только балансных, но и обычных RCA-выходов. Благодаря этому обеспечивается низкое выходное сопротивление и, как следствие — лучшее согласование с соединительными линиями большой длины. Дальнейшим развитием темы и стала идея создания собственных межблочных кабелей, позволяющих полностью раскрыть потенциал любых источников и усилителей.

Ставка на скорость

Кабели с условным названием Red Arrow разработаны Алексеем совсем недавно и, как подавляющее большинство изделий S.A.Lab, рождались в ходе многочисленных экспериментов. Выбор материала для проводников стал, пожалуй, самым сложным: серебро давало хорошую скорость, но смещало тональный баланс вверх. У меди с балансом проблем не было, но она оказалась слишком медленной для передачи микроконтрастов. Тем не менее, выход был найден.

«На звуковых частотах скин-эффект, по идее, проявляться не должен, но именно литц дал ту самую скорость, которой и добивались при создании «Красной Стрелы.»

В кабелях Red Arrow каждый проводник состоит из 10 000 жил чистой монокристаллической меди сечением 0,006 мм, причём каждая из них позолочена и покрыта лаком. Это классический литцендрат, или литц, как его ещё называют, широко применятся в радиотехнике для намотки высокочастотных катушек. Большая суммарная поверхность тонких проводников обеспечивает максимальный скин-эффект — как известно, большая часть ВЧ-энергии распространяется именно по поверхности проводника, а не по его «телу». На звуковых частотах скин-эффект, по идее, проявляться не должен, но именно литц дал ту самую скорость, которой и добивались при создании «Красной Стрелы». Кроме того, такая геометрия обеспечивает оптимальное сочетание погонной ёмкости и индуктивности, а также меньшее активное сопротивление кабеля.
Каждый многожильный проводник изолируется шёлковой оплёткой и демпфируется кремнийорганическим полимером. Всё это помещается в трубку из стекловолокна, из которой откачивается воздух, после чего она заполняется аргоном. Затем — экран из плотной медной оплётки, причём заземляется он только с одной стороны, поэтому кабели имеют определённую направленность. Она указывается на разъёмах, но опыт показывает, что правильное включение нужно подбирать на слух для каждого конкретного случая. Иногда включение «против шерсти» — самое лучшее.

«Кабели очень мягкие, буквально расслабленные, что приятно — напряжённые структуры звуку противопоказаны.»

Внешняя оболочка гибкая красного цвета. Кабели очень мягкие, буквально расслабленные, что приятно — напряжённые структуры звуку противопоказаны.

Разъёмы изготавливаются по спецзаказу канадской компанией Zafino — авторитетным производителем кабельной продукции и аксессуаров.

Цены на полутораметровые пары Red Arrow такие: версия RCA — 65 000 руб., XLR — 80 000 руб. В комплект входят хитрые устройства, которые надеваются на кабели и подавляют наведённые на них ВЧ-помехи (на наших фото их нет).

Расширение сознания

Испытания кабеля проводились в три этапа.</p> <p>Этап первый: катушечный магнитофон TASCAM BR20, ламповый интегральник CR Developments Calypso (переделанный на балансные входы), мониторы Dynaudio Contour 1.3. Сравниваемые кабели: студийные XLR 2 м, Cardas Cross, AudioQuest Emerald RCA, Physics Style Everest XLR.

По сравнению с медными интерконнектами (первые три в списке) Red Arrow давали заметно более высокое разрешение, причём не только в верхнем и среднем диапазоне, но и в нижнем. Звуковые образы становились рельефнее, звучание в целом — плотнее. С Cardas Cross верх оказался немного прозрачнее, но эти кабели работают у меня в системе более 10 лет, а «Красные Стрелы» грелись всего несколько часов. И тем, не менее, во всех случаях последние выигрывали по масштабу звуковой картины и её заполнению.

«Выносы: Red Arrow давали заметно более высокое разрешение, причём не только в верхнем и среднем диапазоне, но и в нижнем.»

С Physics Style Everest картина несколько иная. В этих межблочниках проводник представляет собой сэндвич из тонких серебряных и медных 7N лент с криогенной обработкой. Контрастность с этими кабелями заметно возросла, субъективно стало больше верхних частот, но в звучании аналоговой системы появился лёгкий «цифровой» налёт. Red Arrow играли мягче, спокойнее, но не отставали по скорости. И снова — ощущение расширения пространства. При воспроизведении студийных фонограмм баланс между микро- и макродинамикой соблюдался идеально, в то время как Physics Style явно делали акцент на супердетальность.

Вторая система, в которой мы слушали кабели, была чрезвычайно высокого класса: проигрыватель винила V.Y.G.E.R Atlantis IV SE, головка EMT JSD Novel Gold, фонокорректор EMT 128, интегральный усилитель DarTZeel 8350 Mk 2 и акустика PBN Montana MR777. Кабельная обвязка — межблочные Siltech Signature и акустические Shinpy SST.
При замене фонокабеля на Red Arrow RCA появилась лёгкая вуаль в верхнем диапазоне и слегка, совсем чуть-чуть расширилось звуковое пространство в комнате. Мы уже было решили, что тягаться с дорогим серебром нет смысла, но всё же заменили на Red Arrow и балансный межблочник, идущий от корректора к усилителю. И это дало очень интересный эффект: вуаль перестала быть заметной, а звуковая сцена раздвинулась настолько, что пришлось даже отсесть подальше от колонок. По сравнению с серебром разрешение немного снизилось, но в музыке стало больше пластики, певучести, если хотите. И снова отмечу высокую скорость — атака струнных и ударных передавалась чрезвычайно чётко, да и тембры стали как бы теплее и однозначно богаче. Интересно, что бы у нас получилось при замене акустических Shinpy на литц от S.A. Lab? Принцип «вся система должна быть скоммутирована кабелями одного бренда» порой даёт ошеломляющие результаты.

«И снова отмечу высокую скорость — атака струнных и ударных передавалась чрезвычайно чётко, да и тембры стали как бы теплее и однозначно богаче.»

Теперь пора проверить Red Arrow с цифровым источником. В системе с недорогими китайскими компонентами они показали себя во всей красе — развернули саунд по всей ширине и, что самое главное, внесли в него аналоговую пластику и слитность. Система реально запела, в её характере появилось даже некоторое изящество и утончённость.

Как очередной раз доказали наши эксперименты, универсальных кабелей не существует, каждый хорош на своём месте. Преимущество S.A. Lab Red Arrow в том, что они реально работают, и их влияние на звук замечают даже случайные люди с самым обычным слухом. И применить их с пользой для конкретной системы — задача совсем не сложная.

S.A.Lab (Russia)
Manufacturer
Model
ОПИСАНИЕ