SALON AV: Интегральный усилитель S.A.Lab Hercules SE MK II 15th Anniversary

Николай ЕФРЕМОВ
Автор
Статья на ресурсе автора
Август 13, 2017
Дата

Новый проект S.A.Lab необычен с нескольких точек зрения. Во-первых, его выпуск приурочен к 15-летнему юбилею компании и по этому случаю была разработана схемотехника, радикально отличающаяся от той, что применялась в других моделях. Кроме того, 15 экземпляров этого усилителя будут проданы по цене в 15 раз ниже заявленной розничной. И это, как выяснилось в ходе знакомства с новинкой, не только щедрое, но и крайне заманчивое предложение.
Начну с того, что юбилейный «Геркулес» — однотактный, а это довольно смелое решение для компании, производящей усилители на продажу. Как известно, лучше всего продаётся мощность, а из-за низкого КПД однотактников (20 – 25%) каждый ватт обходится очень дорого. Поэтому такая схемотехника более популярна у владельцев сверхчувствительной широкополосной акустики, т.е. целевая аудитория крайне невелика. Но для настоящих меломанов все недостатки single end с лихвой компенсируются преимуществами. Это, прежде всего, работа выходных ламп в «чистом» классе А с постоянным потреблением тока от источника питания, а в спектре искажений доминирует вторая, «благозвучная» гармоника. В схеме отсутствуют фазоинверсные каскады, негативно влияющие на точность построения пространственной картины, да и сам тракт получается очень коротким: один канал 5-ваттного усилителя можно построить всего на двух лампах.

А если нужно больше мощности? Для этого включают несколько выходных ламп параллельно, хотя здесь возникает другая проблема – увеличивается ток через первичную обмотку трансформатора, и чтобы сердечник не вошёл в насыщение, приходится расширять немагнитный зазор. Но при этом падает индуктивность и, как следствие, пропадает низкий бас. Короче говоря, главная проблема построения хорошего однотактника упирается в выходной трансформатор, который неизбежно получается громоздким и дорогим в производстве.

«Главная проблема построения хорошего однотактника упирается в выходной трансформатор, который неизбежно получается дорогим и громоздким.»

Алексей Сёмин, основатель S.A.Lab, разработал собственную методику намотки трансформаторов, которую собирается патентовать. Выходники хорошо видны на фото — габаритная мощность около киловатта (!), сердечник из качественной электротехнической стали. В оконечных каскадах – по три тетрода 6П36С, включенных параллельно в триодном режиме. Выходная мощность получилась 2 х 15 Вт независимо от сопротивления подключенной акустики. Низкое внутреннее сопротивление выходных каскадов позволили получить хорошее демпфирование при минимальной глубине обратной связи (3 дБ).
Усилитель имеет архитектуру полного двойного моно – с раздельными сетевыми трансформаторами, выпрямителями и дросселями для питания каждого канала.

Звуковой тракт построен по схеме УПТ (усилителя постоянного тока), т.е. между каскадами нет разделительных конденсаторов. Всего каскадов три: входной на 12AX7, драйвер на 6П14П в триоде и описанные выше параллельные оконечники. Чтобы избавиться от конденсаторов, для питания выходных ламп пришлось добавить источник отрицательного напряжения.

Регулятор громкости с шагом 2 дБ представляет собой набор качественных резисторов, коммутируемых с помощью реле, которые, в свою очередь, управляются с пульта ДУ. Уровень высвечивается в круглом окошке на лицевой панели усилителя.

«Звуковой тракт построен по схеме УПТ (усилителя постоянного тока), т.е. между каскадами нет разделительных конденсаторов.»

У юбилейного «Геркулеса» пять линейных входов, причём два из них – XLR. Преобразование сигнала баланс/небаланс осуществляется дифференциальными приёмниками INA 137 от Texas Instruments, но можно заказать вариант со входными трансформаторами.

Усилитель собран на стальном шасси с перегородками. Лампы установлены на толстых медных пластинах, для снижения искажений драйверы снабжены теплоотводами.

Дизайн от Франко Поли (Franco Poli) — традиционный для последних разработок S.A.Lab: высокий корпус с лицевой панелью из кориана, круглое окно индикатора с подсветкой, высокие демпфирующие ножки. Масса аппарата – 45 кг.
Признаюсь, мне неоднократно приходилось слушать однотактные усилители, в основном на прямонакальных триодах – 300В, ГМ70, 845, 211-х… При всём великолепии среднего диапазона и невероятной музыкальности (как правило) часто не хватало настоящего драйва, полновесного удара и – даже с очень басовитой акустикой — реального концертного низа. Собственно, из-за этого однотактники и приобрели репутацию усилителей для узкого круга слушателей – ценителей и оперной, и камерной музыки, и лёгкого джазового мейнстрима.

А вот Hercules SE MK II 15th Anniversary (принципиально назову его полным именем) – редкое исключение из общего правила. В сочетании с 145-килограммовой напольной акустикой Magico M3 усилитель выдал такую динамику, что я даже переспросил коллегу из S.A.Lab, точно ли мы слушаем однотактный аппарат. При мощности 15 Вт и вовсе не на полной громкости в звуке было всё, что нужно для адекватной подачи любых жанров, включая progressive metal и drum-n-bass. И здесь нет грубой силы как таковой – эмоциональный напор сочетается с комфортной, если не сказать ласковой деликатностью на тихих фрагментах и точной передачей тонкой музыкальной структуры той или иной записи. Ощущение лёгкости, плавности подачи, и тут же плотный, насыщенный саунд от самой нижней октавы до искрящегося серебра твитера. Тот редкий случай, когда воспроизводящая техника провоцирует слушателя ставить диски с музыкой, которая раньше казалась сложной, непонятной и потому неинтересной. Звучание усилителя по-настоящему захватывает – в нём нет ни упрощения сложных структур, чем часто грешат любительские конструкции, ни излишней брутальности, присущей мощным пентодным двухтактникам.

«При мощности 15 Вт и вовсе не на полной громкости в звуке было всё, что нужно для адекватной подачи любых жанров, включая progressive metal и drum-n-bass.»

Но первое, что мы заметили ещё в ходе прогрева системы – какая-то нереально стабильная звуковая сцена. Вот буквально: ходишь по комнате, даже встаёшь между колонками, а большинство инструментов остаётся на своих местах, лишь немного меняется их относительный масштаб. В «правильной» точке прослушивания чувствуется и ширина, и глубина пространства, и трёхмерная локализация каждого отдельного звука.

Должен сказать, что Hercules SE MK II 15th Anniversary – прекрасное доказательство тому, что чем проще концепция, тем основательнее должна быть реализация. И на коленке хороший однотактник не сделать при всей заманчивости такого подхода. Так что пятнадцати счастливчикам, которым усилитель достанется за одну тысячу евро, можно реально позавидовать.

ОПИСАНИЕ
Model
S.A.Lab Hercules SE MK II Anniversary
Manufacturer
S.A.Lab (Russia)
Выходная мощность: 15 Вт (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: -106 дБ (невзвешенное значение) || КНИ: 0,3% || Входное сопротивление: 10 кОм || Габариты: 465 х 270 х 480 мм || Масса: 55 кг || Цена: 980 тыс. руб.

Редакция благодарит салон Sound ProLab за помощь в проведении прослушивания.

СИСТЕМА

• CD-проигрыватель Mark Levinson №512
• Акустические системы Magico M3
• Кабели:
– межблочные Tellurium Q Black XLR
– акустические Nordost Red Dawn