На очереди – второй проект российской компании S.A.Lab. Нынешнее исследование мне особенно понравилось возможностью прямого сравнения двухтактного и однотактного усилителей в одинаковых условиях на том же музыкальном материале. Чистота эксперимента гарантирована, поскольку обе концепции реализованы в самом бескомпромиссном варианте, без оглядки на трудоёмкость и расходы.
ИГРА СО СМЫСЛАМИ
Недавний тест трёхблочного усилителя Hercules Mk II спровоцировал дискуссию среди наших читателей с обсуждением вопроса: нужно дли тратить столько сил и средства на внешнее оформление компонентов, или клиент покупатель платить только за звук? Примерно такой же спор разгорелся по поводу акустики Starlingbox. Многие почему-то считают, что российский производитель должен выпускать исключительно чёрные ящики и колонки, оклеенные виниловой плёнкой. На этот раз о «женском факторе» говорить не стану. На мой взгляд, меломан, способный купить воспроизводящую систему за несколько миллионов, вправе принимать решения, ни с кем не советуясь по поводу дизайна. А вот философский тезис о единстве формы и содержании напомнить нелишне. Разработчик, создавая с нуля сложную и дорогую конструкцию, закономерно хочет оформить свое детище так, чтобы оно выглядело соответственно своему классу. Алексей Сёмин, глава компании S.A.Lab и создатель техники этой марки, относит свои «Геркулесы» даже не к High End, а к State of the Art. Отсюда натуральный каррарский мрамор, привезённый из Италии и массив американского ореха в пропорциях, заданных дизайнером Франко Поли.
Интегральник Hercules SE почти не отличается от предварительного усилителя из комплекта Hercules MK II. Он выполнен на том же шасси, имеет такую же мраморную лицевую панель с круглым дисплеем и такие же деревянные боковины. Но есть и отличия – регулятор громкости, наполовину утопленный в верхнюю крышку, акустические клеммы на задней панели и резной ореховый шильдик с литерами SE.
«Уж сколько копий сломано в битвах между сторонниками одно- и двухтактных усилителей, а какой из них лучше, единого мнения до сих пор нет. И никогда не будет.»
Последнее отличие – самое принципиальное. SE означает Single Ended, однотактный выходной каскад. Уж сколько копий сломано в битвах между сторонниками одно- и двухтактных усилителей, а какой из них лучше, единого мнения до сих пор нет. И никогда не будет. Любой из этих вариантов хорош по-своему, и выбор здесь – личное дело каждого. У однотактных гораздо меньший КПД, зато они всегда работают в классе «А» и не имеют т.н. переключательных искажений. Кроме того, их звучание считается более музыкальным благодаря доминированию в спектре 2-й гармоники, которая очень мала в сбалансированном двухтактном каскаде. Пуш-пулл лучше раскачивает сложную акустику, но его искажения, в основном, обусловлены нечётными гармониками, которые, по мнению некоторых аудиофилов, не слишком приятны для слуха.
Для получения выходной мощности 2 х 18 Вт (2 х 25 Вт максимум), в каждом канале Hercules SE параллельно задействованы четыре лучевых тетрода 6П20С, включенные триодом. Эти лампы, выпускавшиеся в СССР для строчной развёртки кинескопных телевизоров, оказались очень надёжными и музыкальными, и Алексей считает большой удачей, что ими удалось запастись в необходимом количестве.
Поскольку в однотактных каскадах анодный ток ламп течёт через первичную обмотку выходного трансформатора, проектирование этого важнейшего узла представляет собой серьёзную инженерную и отчасти эзотерическую задачу. Чтобы сердечник не насыщался, он должен иметь большое сечение, но при этом увеличивается длина витка, сопротивление обмотки и потери в ней. Чтобы этого избежать, нужно мотать более толстым проводом, а чтобы он поместился на катушке, приходится увеличивать размер трансформатора. С басом примерно та же история: для его глубины нужна высокая индуктивность обмотки (которая пропорциональна количеству витков), но при этом растёт собственная ёмкость трансформатора, из-за чего он начинает «резать» верхние частоты. Выйти из этого замкнутого круга, правильно обозначив приоритеты, может только опытный разработчик. Для Hercules SE были разработаны трансформаторы собственной конструкции, которая, возможно, будет запатентована. Для лучшего согласования с нагрузкой сделаны отводы для 4-омной и 8-омной акустики.
Во входных каскадах удалось разглядеть Siemens C3g – уникальные пентоды, разработанные в Германии для дальней телефонии. У них золотые сетки, колоссальный ресурс, малые шумы и нет микрофонного эффекта. Некоторая часть усилителей выпускается с отечественными лампами 6Ж4 в металлическом оформлении, которые тщательно отбираются из большой партии.
«На мой взгляд, меломан, способный купить воспроизводящую систему за несколько миллионов, вправе принимать решения, ни с кем не советуясь по поводу дизайна.»
Слушали мы усилитель в том же тракте, что и Hercules Mk II, и в том же помещении с грамотной акустической обработкой. Сначала включался CD/SACD-проигрыватель Mark Levinson №512, затем катушечный магнитофон Studer A-807 Mk II с копиями мастер-лент на 38-й скорости. Акустика не слишком лёгкая для однотактника – те же 145-килограммовые Magico M3 с закрытым НЧ-оформлением.
В схожих условиях сравнения неизбежны. Мощная тройка «Геркулесов» производила потрясающий (в буквальном смысле) эффект: сначала на тебя обрушивается натуральная лавина звука, а через некоторое время вдруг понимаешь, что в ней царит строжайший порядок, и все тембры абсолютно естественны независимо от громкости воспроизводимого в данный момент фрагмента. В большом помещении и с соответствующей акустикой возможна иллюзия присутствия настоящего оркестра. Масштаб, динамика, скорость – вот три кита, на которые опирается звуковая картина.
Однотактный «Геркулес» по этим критериям отстаёт не так явно, как можно было бы ожидать при такой разнице в выходной мощности. При чувствительности акустики 90 дБ в комнате 25 квадратных метров звуковое давление было вполне достаточным. Но берёт этот усилитель совсем другим. Он пытается очаровать слушателя плавностью подачи, чрезвычайно лёгким и ясным звуком, в котором, тем не менее, есть и красивый глубокий бас, и детальный верх. У него иной темперамент – подчёркивается не столько эмоциональная, силовая компонента, сколько смысловая, чисто музыкальная. В классической музыке переходы от одного фрагмента к другому обретают удивительную стройную внутреннюю логику и красоту. Само произведение может не нравиться, но его замысел, и способ реализации этого замысла музыкантами, тем не менее, представляется очень интересным. Рок-музыка покоряет драйвом, но не примитивной накачкой энергетики, а деликатным подчёркиванием внутреннего мелодического содержания. В партии бас-гитары, например, обращаешь внимание не столько на атаку, тембр и реверберации, сколько на приёмы игры, ритмический строй, переплетение с линиями других инструментов. Удар – не оглушающий, а тщательно рассчитанный, бьющий в самую точку. И здесь ни грамма холодной аналитики, — наоборот, эмоциональная отдача очень эффектна и точно следует канве произведения. Собственно, она и расставляет смысловые акценты.
Сценическое пространство структурно организовано, на некоторых фонограммах третье измерение ощущается очень явно. По точности и достоверности звуковой сцены, пожалуй, это один из лучших усилителей из всех, что мне доводилось слушать. Он не только правильно масштабирует размеры кажущихся источников, но и расставляет их образы по трём координатным осям. На удачных записях, например, небольших джазовых составах, в пространство комнаты прослушивания, словно голограмма, переносится само событие.
«Во входных каскадах удалось разглядеть Siemens C3g – уникальные пентоды, разработанные в Германии для дальней телефонии. У них золотые сетки, колоссальный ресурс, малые шумы и нет микрофонного эффекта.»
Другими словами, Hercules SE – усилитель для уютной комнаты с мягкими креслами. Для удовольствия, приятных размышлений и беззаботного отдыха. Впрочем, одна забота всё-таки будет – подобрать записи, достойные такого тракта.
«… пытается очаровать слушателя плавностью подачи, чрезвычайно лёгким и ясным звуком, в котором, тем не менее, есть и красивый глубокий бас, и детальный верх.»
Выходная мощность номинальная/максимальная: 18/25 Вт (4 Ома) || КНИ: 0,03% || Габариты: 465 х 270 х 480 мм || Масса: 57 кг || Цена: 860 000 руб.
Редакция благодарит салон SoundProLab за помощь в проведении прослушивания.
МУЗЫКА
CD/SACD • Celine Dion, «All The Way… A Decade Of Song». SACD Sony 2004 • «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997 • Jean Sibelius, «Concerto for Violin and Orchestra in D minor, op.47». Anne-Sophie Mutter and Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon •••• GmbH, Dresden 1995. • Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
МАСТЕР-ЛЕНТЫ • Ray Brown, "Live in Nagykanizsa",1998 • Freddie Mircury & Montserrat Caballe «Barcelona», 1987 • Michael Jackson «Thriller», 1982 • Rachmaninoff «Piano Concerto №3». Ashkenazy/Previn