SALAB | САЛАБ
SALAB | САЛАБ SALAB | САЛАБ

Where to buy

SALON AV: S.A.LAB SAMSON MKII. AMPLIFYING COMBO

Reviewer: Nikolay Yefremov

June 19, 2017

(RUS):

Test of three-component Hercules MK II amplifier caused an agitated discussion in our site’s comments and in social media. Based on extensive customer input toward ‘producing something similar in terms of sound quality but less bulky and expensive’ Alexey Syomin designed a lightweight version of the combo, its schematic, workmanship and architecture being the same Hercules has.

MYTHS AND REALITY

The pace with which Mr. Syomin’s Sound Laboratory launches new devices is amazing. And these devices are not at all humble ones e.g. single-enders on a roll-formed chassis. The S.A. Lab’s production plant in Podolsk is equipped with modern machinery and measuring equipment. Equally important is the fact that the company itself designed the proprietary technology of transformer winding. And this transformer can be rightly called the heart of a tube amplifier. By the way, the winding unit design is closer to art due to multitude of conflicting factors whish can’t be calculated exactly and one has to exclusively rely upon experience and intuition. It’s no accident that transformers from Tango, Tamura, Partridge, UTC etc. hand-wound in the 20th century cost a lot nowadays. The transformers recently manufactured under famous brands aren’t highly ranked by the connoisseurs of tube sound for old masters’ secrets are believed to be lost and the materials aren’t what they used to be.

«The output stage of every mono block utilizes six 6П36С beam tetrodes (thoroughly matched and manufactures in the USSR in 1970s — three tubes in each pole) working in push-pull ultralinear mode».

Samson MkII mono blocks’ output transformers are the same Hercules has: they are hand-wound on a core made of the best Russian electric grade sheet and have size-to-power ratio of 1200 VА. The archtecture, which ensures wide frequency range and low losses, Alexey is going to patent.

 

The output stage of every mono block utilizes six 6П36С beam tetrodes (thoroughly matched and manufactures in the USSR in 1970s — three tubes in each pole) working in push-pull ultralinear mode. Such mode being something of an intermediary between working as pentode and as tetrode enables, among other things, to lower the dependency of THD on the load impedance. Besides, there’s no need to sacrifice a significant amount of output power. In our case six tetrodes provide 200W at any load impedance — thanks to the separate lines for connecting 8Ω or 4Ω speakers. The voltage amplifier utilizes 6072 tube (a double triode); driver is based on 12 W 6V6 pentodes (the substitute for the Russian 6П6С tube) working as triodes.

 

Power supply is not as substantial as Hercules’s but it also utilizes low slump Schottky diodes, chokes and substantial smoothing capacitors.

Generally speaking the idea of dividing an amp into three separate blocks is an extremely sound one. Thus we bypass limitations related to power supply; you don’t have to put components, namely transformers, too close to each other; pre amp can be placed father away from strong magnetic field generated by power amp. Surely it’s expensive to build three cabinets instead of one but for a High End device money is usually no object. The only problem — and from the audiophile point of view exactly — is a ‘redundant’ interconnect. Its impact is minimized by infinitesimally low (less than 20Ω) output impedance of the pre amp. Its last stage is based on a 9W 6П9С tetrode working as triode terminated on a transformer. Such a solution enabled to organize balanced linear interfaces with high load-carrying ability. There is a pair of RCA stereo outputs —fixed and variable one.

 

«Generally speaking the idea of dividing an amp into three separate blocks is an extremely sound one. Thus we bypass limitations related to power supply; you don’t have to put components, namely transformers, too close to each other…»

 

Pre amp ensures connection of three linear sources and three turntables with ММ cartridge. Phono amp is built on an ‘iron-clad’ 6J4 pentode and 6SN7 double triode with passive frequency-driving circuits. The necessary input can be chosen via remote; switching is conducted by small-signal relays.

 

The basis of Samsons’ monumental looks is a project of Franco Poli, an Italian designer. The faceplates are machined from Corian and decorative elements are genuine American walnut massif. The S.A.Lab logo and ‘Nothing but Music’ slogan backlit in sky-blue create stylish contrast to the artificial marble texture.

The Samson MK II threesome is delivered together with 4-story stand made from the same material as the components themselves. The combo costs $4500 weighing about 180 kilos.

 

To connect pre amp to power blocks Alexey offered cables of his own manufacture. Their main feature is that in order to avoid oxidizing the copper conductors are placed into an inert atmosphere: argon gas is pumped under the sheath. Working with Samsons these cables sounded very pleasant, but to make a final estimate it’s necessary to listen to them with other devices.

 

The current test started with vynil: Michell Engineering Orbe SE turntable with SME IV tonearm and Ortofon Cadenza Red cartridge via S.A.Lab step-up transformer connected to pre amp’s Phono input.

 

«No matter what schematic Phono amp utilizes the tube sound is immediately discernible. It ensures open stage with sweeping dynamics, clear upper end and mercurial non-ruse bass».

 

No matter what schematic Phono amp utilizes the tube sound is immediately discernible. It ensures open stage with sweeping dynamics, clear upper end and mercurial non-ruse bass. The subtler points’ sound may vary depending on the class of cartridge and other things, but as they say satisfaction is guaranteed. That’s exactly our case — although it seemed to me that Cadenza Red hadn’t made a perfect synergy with the step-up transformer (frankly speaking it was almost a chance encounter), listening to records was invariably a joyous experience. Smooth bass with slightly uplifted and therefore very expressive middle range, clear separation and enviable vigor… I can’t exclude the fact that with some tweaking a little more could be squeezed out of a vinyl record, but we had no time for that.

CDs made Samson’s features stand out much clearer. The continuity of generations was evident: Samson’s general approach to music was similar to that of Hercules (naturally one had to bear in mind the difference in speaker character). By the way I had some reservations about Wilson Audio speakers from the very start: to drive these Americans you need the amount of current that even an average solid state amp is not capable of producing. In our case what came to rescue was the proprietary S.A. Lab conception of switching output tubes with high load capacity in parallel and having huge surplus of joules in the power supply. There were absolutely no problems with dynamics, bass structure clarity and the amp’s ability to drive a big volume of space. 400 Watts is saying something: with this ‘strongman’ potential Samson’s sound doesn’t lose clarity or detail in quiet moments. By the fundamental difference between powerful tube amps and transistor amps working in Class AB is the fact that distortions at the first ten Watts are higher than at the second or the third ten Watts. The absence of deep negative feedback is also instrumental to truly opening the sound, freeing it and making it more natural.

 

«400 Watts is saying something: with this ‘strongman’ potential Samson’s sound doesn’t lose clarity or detail in quiet moments».

 

If we compare Samson Mk II to Hercules we must say that the junior “strongman’s” character is quieter, it doesn’t want to impress listeners with its explosive dynamics (although there are no problems in this respect) but is focused on the inner subtle aspects of music. Also it seemed to me that it has more expressive and harmonious middle range… On the other hand this experience may be attributed to the speakers.

 

All in all devices realized on such grand scale (unfortunately there are very few of them on the market) can change general public’s attitude to tube amplifiers. Having listened to such unit for at least half an hour even a rabid apologist of transistor technologies will stop believing in a myth that tube amps ‘don’t take a punch’, have problems controlling bass drivers and therefore work only with ‘lightweight’ speakers.

THE SYSTEM

 

Michell Engineering Orbe SE turntable, SME IV tonearm, Ortofon Cadenza Red MC cartridge

Step-up МС transformer S.A.Lab

CD Player Lindemann 825

Wilson Audio Sasha II speakers

S.A.Lab cables

 

S.A.Lab Samson MKII

 

Manufacturer: S.A.Lab (Russia)

 

salaboratory.com

 

Output power: 200 W (4 Ω) || Signal/noise ratio: -110 dB (unweighed) || THD: 0,07 % (150 W, 4 Ω) || Size (mono block/pre amp): 460 х 190 х 470/460 х 270 х 480 mm || Weigh (mono block/pre amp): 35/60 kilos || Price with stand: $4500.

 

The editors thank the «Nota +» salon for their help in conducting the audition.

SALAB | САЛАБ

Where to buy

FAQ

Amplifiers

Preamplifiers

Transformers

All rights reserved

Sound laboratory   |   www.salaboratory.com

© Copyright by Gotomedia

While on our site you agree with the:

Privacy Policy

Где купить?

SALON AV: S.A.LAB SAMSON MKII

Усилительный комплекс S.A.Lab Samson MK II

Автор: Николай ЕФРЕМОВ Размещено: Июнь 19, 2017

Тест трёхблочного усилителя Hercules MK II вызвал оживлённую дискуссию в комментариях на нашем сайте и в соцсетях. Идя навстречу многочисленным пожеланиям «сделать то же самое, но не такое громоздкое и дорогое», Алексей Сёмин разработал облегчённый вариант комплекта. Схемотехника, конструктив и архитектура версии light те же, что у «Геркулеса».

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Скорость, с которой Звуковая Лаборатория Сёмина реализует новые проекты, поражает. И проекты эти не простые, отнюдь не однотактники на гнутом стальном шасси. Собственное производство в Подольске оснащено современным станочным парком и измерительным оборудованием. Важно, что компания разработала собственную технологию намотки трансформаторов, которые, как известно, по праву считаются сердцем лампового усилителя. На самом деле проектирование моточных узлов скорее сродни искусству, поскольку точный расчёт здесь невозможен, и при таком количестве противоречивых факторов приходится опираться исключительно на опыт и интуицию. Не случайно трансформаторы Tango, Tamura, Partridge, UTC и др., вручную намотанные в прошлом веке, теперь можно купить только за очень большие деньги. Те, что выпускаются под известными марками сейчас, у настоящих ценителей лампового звука не котируются – секреты старых мастеров утеряны, да и материалы уже не те.

«В выходном каскаде каждого моноблока установлено шесть лучевых тетродов 6П36С (тщательно подобранных, производства СССР 1970-х годов, по три баллона в плече), которые работают в двухтактном ультралинейном режиме.»

Выходные трансформаторы в моноблоках Samson MkII такие же, как в «Геркулесах» — ручной намотки, габаритной мощностью 1200 ВА, с сердечниками из лучшей российской электротехнической стали. Их конструкцию, способную обеспечить широкую полосу и малые потери, Алексей намерен запатентовать.

В выходном каскаде каждого моноблока установлено шесть лучевых тетродов 6П36С (тщательно подобранных, производства СССР 1970-х годов, по три баллона в плече), которые работают в двухтактном ультралинейном режиме. Такое включение, как бы промежуточное между триодным и пентодным, позволяет, помимо всего прочего, понизить зависимость коэффициента искажений от импеданса нагрузки. Да и выходной мощностью жертвовать почти не приходится. В нашем случае шесть тетродов выдают 200 Вт при любом сопротивлении акустики – благодаря отводам на 4 и 8 Ом. Усилитель напряжения построен на двойном триоде 6072, а драйвер – на 12-ваттных пентодах 6V6 (наш аналог 6П6С) в триодном включении.

Блок питания немного уступает «геркулесовскому», но и здесь используются диоды Шоттки с малой просадкой, дроссели и сглаживающие конденсаторы большой ёмкости.

Вообще говоря, разделение усилителя на три блока – идея архиправильная. Снимается масса ограничений по снабжению питанием, не приходится втискивать детали, в частности, трансформаторы вплотную друг к другу, и можно вынести предварительный усилитель подальше от мощных силовых полей оконечников. Да, это дорого – три корпуса вместо одного, но в классе High End ценовые соображения далеко не главные. Единственная проблема – как раз с аудиофильской точки зрения – наличие «лишнего» межблочного кабеля. Его влияние в «Самсоне» сведено к минимуму за счёт пренебрежимо малого (менее 20 Ом) выходного сопротивления предварительного усилителя. В его последнем каскаде работает 9-ваттный тетрод 6П9С в триодном режиме, нагруженный на трансформатор. Это позволило организовать балансные линейные интерфейсы с высокой нагрузочной способностью. Имеется и пара стерео выходов на гнёздах RCA – фиксированный и регулируемый.

 

«Вообще говоря, разделение усилителя на три блока – идея архиправильная. Снимается масса ограничений по снабжению питанием, не приходится втискивать детали, в частности, трансформаторы вплотную друг к другу…»

 

Предусилитель предусматривает подключение трёх линейных источников и двух проигрывателей винила с ММ-головками. Фонокорректор построен на «железном» пентоде 6Ж4 и двойном триоде 6SN7 с пассивными частотозадающими цепями. Нужный вход выбирается с пульта, коммутация осуществляется с помощью малосигнальных реле.

 

В основу монументального дизайна «Самсонов» также положен проект итальянского дизайнера Франко Поли. Лицевые панели выточены из кориана, а декоративные элементы — из массива натурального американского ореха. Небесно-голубая подсветка логотипа S.A.Lab и слогана Nothing but Music на лицевой панели моноблоков стильно контрастирует с фактурой искусственного камня.

Тройка Samson MK II поставляется вместе с 4-этажной полкой, выполненной из тех же материалов. Цена комплекта – 2800000 рублей, общая масса порядка 180 кг.

 

Для соединения предварительного усилителя с оконечниками Алексей предложил кабели собственного производства. Их особенность в том, что для предотвращения окисления медные проводники помещены в инертную среду – под оболочку закачан аргон. В «Самсонах» эти межблочники оказались очень приятными на слух, но чтобы сделать окончательный вывод, мы их послушаем и с другой техникой.

 

Нынешнее испытание началось с винила: проигрыватель Michell Engineering Orbe SE с тонармом тонарм SME IV и головкой Ortofon Cadenza Red через повышающий трансформатор S.A.Lab подключался к фоно-входу предусилителя.

 

«Вот какая бы ни была схемотехника корректора, лампу слышно сразу. Открытый звук с размашистой динамикой, ясный верх и чрезвычайно подвижный, не грузный бас.»

 

Вот какая бы ни была схемотехника корректора, лампу слышно сразу. Открытый звук с размашистой динамикой, ясный верх и чрезвычайно подвижный, не грузный бас. Более тонкие материи могут варьироваться в зависимости от класса головки и прочих обстоятельств, но главное будет гарантировано. Именно так и получилось в нашем случае – хотя мне и показалось, что Cadenza Red не идеально согласовалась с трансформатором (по факту сочетание было почти случайным), пластинки слушались с удовольствием. Ровный баланс с чуть приподнятой и потому выразительной серединой, чёткое разделение каналов, завидная энергетика… Не исключено, что из винила можно было выжать и больше, если повозиться с твикингом, но времени на это не было.

С компакт-дисками особенности «Самсона» проявились гораздо яснее. Чувствовалась преемственность поколений – по общей подаче он очень напоминал «Геркулес», естественно, с поправкой на иной характер акустики. Кстати, насчёт Wilson Audio у меня с самого начала были сомнения: в этих американцев нужно вкачивать такой ток, на который не всякий «каменный» оконечник способен. В нашем случае выручила фирменная концепция S.A. Lab – параллельное включение выходных ламп с высокой нагрузочной способностью и солидный запас джоулей в источниках питания. С динамикой, чёткостью басовой структуры и способностью прокачать приличное по площади помещение — никаких проблем. 400 ватт это всё-таки 400 ватт, и при таком богатырском потенциале «Самсон» не теряет прозрачности и детальности на тихих фрагментах. Это, кстати, радикальное отличие мощных ламповых усилителей от транзисторных, работающих в классе АВ, у которых на первых ваттах искажения выше, чем на десятых и двадцатых. Сказывается и отсутствие глубокой обратной связи – при этом звучание действительно открывается, становится свободнее и кажется гораздо более естественным.

 

«400 ватт это всё-таки 400 ватт, и при таком богатырском потенциале «Самсон» не теряет прозрачности и детальности на тихих фрагментах.»

 

Если же сравнивать Samson Mk II с «Геркулесом», то у младшего «богатыря» как бы более спокойный характер, он не стремится произвести впечатление взрывной динамикой (хотя и с этим у него всё в порядке), а концентрирует больше внимания на внутренних, тонких аспектах музыкального произведения. И ещё мне показалось, что у него более выразительная, гармоничная середина, хотя эту особенность, возможно, стоит отнести на счёт акустических систем.

 

А вообще конструкции, реализованные с таким размахом (а их, к сожалению, на рынке чрезвычайно мало), способны изменить отношение к ламповым усилителям в целом. В мифы о том, что они «не держат удар», плохо контролируют басовые диффузоры и поэтому могут работать только с лёгкой акустикой, через полчаса прослушивания перестанет верить даже самый ярый апологет транзисторной схемотехники.

СИСТЕМА

 

Проигрыватель винила Michell Engineering Orbe SE, тонарм SME IV, головка Ortofon Cadenza Red

Повышающий МС-трансформатор S.A.Lab

CD-проигрыватель Lindemann 825

Акустические системы Wilson Audio Sasha II

Кабели S.A.Lab

 

S.A. Lab Samson Mk II

 

Производитель: S.A.Lab (Россия)

 

salaboratory.com

 

Выходная мощность: 200 Вт (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: -110 дБ (невзвешенное значение) || КНИ: 0,07% (150 Вт, 4 Ома) || Габариты (моноблок/предусилитель): 460 х 190 х 470/460 х 270 х 480 мм || Масса (моноблок/предусилитель): 35/60 кг || Цена комплекта со стойкой: 2 млн. 800 тыс. руб.

 

Редакция благодарит салон «Нота+» за помощь в проведении прослушивания.

Где купить?

FAQ

© Copyright by Gotomedia