SALab – Buy Lamp Amplifiers
SALab – Buy Lamp amplifiers SALab – Buy Lamp amplifiers
SALab – Купить ламповые усилители | САЛаб – Купить ламповые усилители

Where to buy

SALON AV: INTEGRATED AMPLIFIER S.A.LAB BLACK KNIGHT

Prise: 800 000 ₽

Reviewer: Nikolay EFREMOV

August 06, 2018

Overview on SALON AV:

The idea of an amplifier featuring Germanium transistors has been thrilling the minds of audiophiles and music lovers for many years, but none of the major manufacturers either in Russia or in the West ever dared to implement it in a modern device. That’s why I regard the latest design by Alexey Syomin’s laboratory as a brave and promising experiment in this field.

 

What advantages these ‘prehistoric’ semiconductors have over modern devices; what implementation issues might arise and how these devices would sound in a ‘no-compromise’ design? These are the questions we are about to answer.

BEYOND THE LIMITS

 

Amateur designs featuring Germanium transistors are numerous; one can also find a lot of ads for home-made audio produced on a small scale but the overwhelming majority would be copies of designs published in in the Russian Radio magazine in 1960s. Compiled using low frequency transistors with modest feeding voltage they barely yield 20W giving more than 1% distortion. This is caused not only by primitive schematic but also by the mentality of amateur designers that stubbornly try to create something worthwhile from audio parts bought at a garage sale. Nevertheless even these pathetically designed ‘Germanium’ amplifiers find a lot of supporters and cause tempestuous web discussions.

 

Before we start discussing the Black Knight let’s find out what is Ge the 32nd element in the Periodic Table and what distinguishes it from Silicon. We’ve already asked this question 15 years before when interest in the subjects of Germanium had just started. Below is a comparative table of the elements and a short commentary by the author of ‘Germanium comes first’ article published by our magazine in 2003.

Physical Properties

Germanium

Silicon

Density, gram/cm³

Atomic weight

Number of atoms in 1 cm³

Forbidden zone width, eV

Dielectric constant

Melting point, °С

Thermal conduction, cal/cm × sec × degree

Electron mobility, cm²/sec V

Hole mobility, cm²/sec V

Carrier lifetime, µsec

Electron free-path length, cm

Hole free-path length, cm

5,323

72,60

4,421022

0,72

16

937,2

0,14

3800

1800

100 — 1000

0,3

0,02 — 0,07

2,330

28,08

4,961022

1,1

12

1420

0,20

1300

500

50 — 500

0,1

0,02 — 0,06

«The table shows that Germanium has much higher electron and hole mobility, carrier lifetime and their free-path lengths, but its forbidden zone width is considerably lower. It is also known that voltage drop is 0.1 — 0.3 V across the p-n junction and 0, 6 — 0,7 V across the n-p junction and we can safely conclude that Germanium conducts current much better than Silicon does. Therefore Germanium amplification stage loses less energy than the similar Silicon stage».

This conclusion while not being completely scientific is logical. Voltage drop across the p-n junction is genuinely an important parameter because Germanium transistor opens (begins conducting current) when the base-emitter voltage is much lower therefore the so called crossover distortions are practically nonexistent. In a silicon schematic the only way to eliminate them is making output transistors work in Class A with all subsequent issues and expenditures.

 

So why none of the modern manufacturers produces Germanium-based amplifiers? There are several serious problems hampering their mass production but quite surmountable for short-run production in Russia.

 

«Output stage features 50-Watt 1T813 transistors, two in each end; joint collector current is 1A enabling 50W of output power with 10Hz — 20 kHz frequency response.»

 

First, these transistors are hard to find. In 1960s Western manufacturers started an active transition to Silicon devices and nowadays obtaining the necessary quantity of Germanium transistors is an impossible task. Unlike vacuum tubes nobody thought of restoring the production of Germanium transistors. But in the USSR transistors belonging to П, ГТ and 1T lineups were manufactures until the end of 1990s (well almost) and their supply remains huge and cheap. For instance, in order to match quads for output stages of his amps Alexey easily bought 2000 powerful 1T813 transistors.

 

Second, low compliance voltages of input transistors don’t allow designer to ‘accelerate’ the signal to the amplitude necessary to obtain output power acceptable by modern standards. Black Knight solves this problem by means of cascodes, ‘double-decked’ stages featuring МП39Б and МП20 transistors with each ‘deck’ fed separately. Then there is a phase-inverting stage based on ГТ404/402 transistors. It is connected to a driver utilizing sufficiently high-voltage П605 transistors. Current gain is provided by 50-Watt 1T813 transistors, two in each end; joint collector current is 1A enabling 50W of output power with 10Hz — 20 kHz frequency response. THD at 25 kHz/10W doesn’t exceed 0.05% whilst the second harmonic in the output signal’s specter is higher than the first one. Clipping at the ultimate volumes is very smooth, almost tube-like. There’s no general feedback.

The third issue concerning Germanium transistors is their tendency to generate through-currents when crystal is overheated causing junction breakdown. That’s why beside substantial heat sinks Black Knight has an advanced protection circuit featuring Arduino microcontroller. It monitors temperature, the presence of DC in the output signal and output stages current.

 

The amp is designed on the double mono principle with complete separation of feeding voltage, signal and grounding circuits. Each channel has an individual toroidal transformer (360 VA), a rectifier and a bank of 80,000 µF smoothing capacitors in each end i.e. 320.000 µF in total. When you get 3200 µF per 1W of output power you don’t need any voltage regulation.

 

«The amp is designed on the double mono principle with complete separation of feeding voltage, signal and grounding circuits.»

 

Up to five sources can be connected incl. a single balanced source. Separate input is provided bypassing the volume control unit. Inputs are switched and volume is controlled by means of relays. Speaker posts (to enable bi-wiring four in each channel are installed) are manufactured in-house from pure silver.

 

The Black Knight sample we tested wasn’t exactly black but a blue one or ‘Blue Tour De France’ to be precise. Enclosure panels are spray-painted at one of Ferrari service centers so other colors from the supercars proprietary palette are available to order. ‘Our’ color turned out very dark, changing shade from cyan to pale violet depending on lighting conditions. Paining one set of panels costs 200 euro.

Four Black Knight samples are already manufactured and the very first of them got onto our test bench.

Specifically for this occasion a stationary ATR102 reel-to-reel recorder and several half-inch master tapes were delivered to ‘Nota+’ audio salon.

 

The sound was also tested by more habitual means i.e. while listening to CDs played back by Gryphon Scorpio CD Player. Black Knight was connected to Blumenhofer Genium FS1 MK II two-way speakers with 16-inch woofers and horn-loaded tweeters.

 

«The main difference between Black Knight and the overwhelming majority of Hi-Fi transistor amps is the ideal distribution of virtual sources by their size.»

 

I’ve already had an opportunity to listen to Germanium-based amps incl. those describes above in this article. Alongside numerous positive experiences I always felt the lack of power and my attempts to increase volume invariably lead to perceptive growth of distortions and coloring in the upper mid-range. In our case there was nothing of the sort. On a par with smooth and excitable sound Black Knight is capable of reproducing colossal level gradients. The truly enormous dynamic range of a studio recording made on an inch-wide magnetic tape was reproduced with complete adequacy. But the main difference between Black Knight and the overwhelming majority of Hi-Fi transistor amps is the ideal distribution of virtual sources by their size. It doesn’t inflate nuances and never tries to downplay large-scale music images. The same is true about dynamic scale: the balance of quiet and loud sounds always remained natural. The third moment concerns comfortable reproduction of upper range without veiling or losses in resolution. The specter components are numerous: percussion sounds the way it does in a real drum kit — bright with transparent aura of intonations. The sound is so natural retaining life even in the quietest moments by the very threshold of hearing that you listen to it with involuntarily relaxation.

Switching to CD Player didn’t bring any artificiality. At first you don’t find anything special in sound — it’s perfectly balanced, even and cute but later there forms a semblance of personal contact with music: it seems to play for you only, capturing your attention completely. And this illusion is hard to get rid of.

 

At low volumes Black Knight demonstrates resolution level reminiscent of a high quality tube amp or an expensive single-ended MOSFET unit. Its impact and ability to drive large woofers is on par with classic transistor audio. The sound flows so freely and easily that I was completely captivated and it took me some time to be able to appreciate other audio devices again. S.A.Lab’s approach to Black Knight’s design is so serious that Germanium transistors’ potential is brought up to the level of High End Audio. In other words Mr. Syomin did something nobody else has managed to achieve so far.

S.A.Lab Black Knight

 

Manufactured by S.A.Lab (Russia)

 

http://salaboratory.com/

 

Amplifier type: push-pull design, Class АВ || Output power: 2 х 50W (4 Ω), 2 х 25W (8 Ω) || Frequency response: 2 Hz – 200 kHz || Rated sensitivity: 300mV || Input impedance: 47kΩ (RCA), 25kΩ (XLR) || S/N ratio: 103dB|| THD: 0.05% (25W, 4Ω, 20kHz) || Inputs: 1xXLR, 4xRCA, bypass RCA || Max power consumption: 460VA|| Size (W х H х D): 480 x 310 x 505 mm || Weight: 31 kg || Price: 800,000 roubles

 

THE SYSTEM

 

•  ATR102 ½” Reel-to-reel tape recorder

•  Gryphon Scorpio CD Player

•  Blumenhofer Genium FS1 MK II Speakers

•  Cabling:

    —  Interconnects: Cordial XLR

    —  Acoustic cables: Shinpy Logos

    —  Power cables: A.Lab Power

 

The editors thank the "Nota +" salon for their help in conducting the audition.

SALab – Buy Lamp Amplifiers
SALab – Buy Lamp amplifiers SALab – Buy Lamp amplifiers SALab – Купить ламповые усилители | САЛаб – Купить ламповые усилители

All rights reserved

While on our site you agree with the:

Privacy Policy

Sound laboratory   |   www.salaboratory.com

Where to buy

FAQ

© Copyright by Gotomedia

Phono preamplifiers

Transformers

Где купить?

Главная

Публикации

SALON AV: Интегральный усилитель S.A.Lab Black Knight

SALON AV: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ S.A.LAB BLACK KNIGHT

Цена: 800 000 ₽

Автор: Николай ЕФРЕМОВ

Август 06, 2018

Обзор на SALON AV:

Усилители на германиевых транзисторах давно будоражат умы аудиофилов и меломанов, но ни один серьёзный производитель, ни в России, ни за рубежом, не отважился применить их в современной технике. Новейшая разработка лаборатории Алексея Сёмина – смелый и, на мой взгляд, очень перспективный эксперимент в этой области.

 

Каковы достоинства «доисторических» полупроводников, в чём трудности их применения и как они могут звучать в бескомпромиссно реализованном проекте – вот вопросы, на которые нам предстоит ответить.

ВЫХОД ЗА ФЛАЖКИ

 

Любительских проектов на германиевых транзисторах много, в объявлениях можно встретить и мелкосерийные изделия домашнего производства, но в 99% случаев это будет повторение схем из «Радио» 60-х годов. Собранные на низкочастотных транзисторах с малым напряжением питания, они с трудом выдают 20 Вт при искажениях более процента. Причина не только в схемотехнике из раздела «для начинающих», но и в менталитете радиолюбителей, упорно пытающихся создать что-то путное из деталей, купленных на барахолке. Но даже в таком исполнении германиевые усилители находят массу приверженцев и вызывают бурные обсуждения в Сети.

 

Прежде, чем мы перейдём непосредственно к «Чёрному Рыцарю», давайте посмотрим, что из себя представляет Ge, 32-й элемент таблицы Менделеева и чем он отличается от кремния. Этим вопросом мы задавались ещё 15 лет назад, когда к германиевой теме только-только проявился интерес. Вот сравнительная таблица параметров и короткий комментарий автора статьи «Германий превыше всего», опубликованной нами в 2003 году.

Свойства

Германий

Кремний

Плотность, г/см³

Атомный вес

Количество атомов в 1 см³

Ширина запрещенной зоны, ЭВ

Диэлектрическая постоянная

Температура плавления, °С

Теплопроводность, кал/см × сек × град

Подвижность электронов, см²/сек В

Подвижность дырок, см²/сек В

Продолжительность жизни электрона, мксек

Длина свободного пробега электрона, см

Длина свободного пробега дырки, см

5,323

72,60

4,421022

0,72

16

937,2

0,14

3800

1800

100 — 1000

0,3

0,02 — 0,07

2,330

28,08

4,961022

1,1

12

1420

0,20

1300

500

50 — 500

0,1

0,02 — 0,06

«Из таблицы видно, что подвижность электронов и дырок, продолжительность жизни электронов, а также длина свободного пробега электронов и дырок значительно выше у германия, а ширина запрещенной зоны ниже, чем у кремния. Известно также, что падение напряжения на переходе p-n составляет 0,1 — 0,3 В, а на n-p — 0, 6 — 0,7 В, из чего можно сделать вывод, что германий является гораздо лучшим «проводником», чем кремний, а следовательно, и каскад усиления на Ge имеет значительно меньшие потери звуковой энергии, чем аналогичный на Si».

Вывод, конечно, не совсем научный, но вполне логичный. Падение на p-n переходе – параметр действительно важный: германиевый транзистор открывается (начинает пропускать ток) при гораздо меньшем напряжении между базой и эмиттером, благодаря чему т.н. переключательные искажения в двухтактных каскадах практически отсутствуют. В схемах на кремнии от них можно избавиться лишь переводом выходных транзисторов в класс «А» со всеми вытекающими сложностями и затратами.

 

Так почему же ни одна компания в наше время не выпускает усилители на германии? Есть несколько серьёзных проблем, затрудняющих массовое производство, но вполне преодолимых при мелкосерийном изготовлении в России.

 

«На выходе — 50-ваттные 1Т813, по две штуки в плече при суммарном токе коллектора 1 А, что позволило получить в каждом канале по 50 Вт мощности при полосе 10 Гц – 200 кГц.»

 

Прежде всего, это дефицит самих транзисторов. Зарубежные производители полупроводников начали активно переходить на кремний в 60-х годах, и сейчас добыть германиевые в необходимых количествах нереально. В отличие от электронных ламп, возобновить их выпуск никто не додумался. В СССР транзисторы серий П, ГТ и 1Т выпускались чуть ли не до середины 90-х, запасы их до сих велики, и стоят они недорого. Для своего проекта Алексею, например, удалось купить 2000 шт. мощных 1Т813, чтобы отбирать четвёрки для выходных каскадов.

 

Кроме того, низкие предельные напряжения входных транзисторов не позволяют разогнать сигнал до амплитуды, необходимой для получения приемлемой по современным меркам мощности на выходе. В Black Knight эта проблема решена за счёт каскодов – двухэтажных каскадов на МП39Б и МП20 с отдельным питанием каждого «этажа». Далее следует фазоинвертор на ГТ404/402, а затем – драйвер на достаточно высоковольтных П605. Усиление по току обеспечивается 50-ваттными 1Т813, по две штуки в плече при суммарном токе коллектора 1 А, что позволило получить в каждом канале по 50 Вт мощности при полосе 10 Гц – 200 кГц. Искажения при 25 ваттах на 20 кГц не превышают 0,05%, причём в их спектре вторая гармоника по амплитуде больше третьей. На предельной мощности усилитель клиппирует очень мягко, почти как ламповый. Общей обратной связи в схеме нет.

Ещё одна проблема германиевых транзисторов – склонность к появлению сквозных токов при повышении температуры кристалла и, как следствие, пробой перехода. В Black Knight, помимо внушительных теплоотводов, имеется продвинутая система защиты, построенная на микроконтроллере Arduino. Она отслеживает температуру, наличие постоянного напряжения на выходе и ток выходных каскадов.

 

Усилитель построен по принципу «двойное моно» с полным разделением питающих, сигнальных и земельных цепей. В каждом канале собственный тороидальный трансформатор мощностью 360 Вт, выпрямитель и банк сглаживающих конденсаторов ёмкостью 80 000 мкФ в каждом плече, т.е. всего 320 000 мкФ. При 3200 мкФ на 1 Вт выходной мощности никакая стабилизация не нужна.

 

«Усилитель построен по принципу «двойное моно» с полным разделением питающих, сигнальных и земельных цепей.»

 

К усилителю можно подключить до пяти источников, и один из них – по балансной линии. Предусмотрен отдельный вход для подачи сигнала в обход регулятора громкости. Вся коммутация и регулировка громкости осуществляется с помощью реле. Акустические клеммы (а их четыре в каждом канале для bi-wiring) собственного производства, из чистого серебра.

 

В нашем варианте Black Knight вовсе не чёрный, а синий, точнее, Blue Tour De France. Красятся детали корпуса в сервис-центре Ferrari, поэтому под заказ возможны и другие цвета из фирменной палитры суперкаров. Цвет получился очень глубокий, его оттенки меняются в зависимости от освещения от голубого до бледно-фиолетового. Покраска одного комплекта панелей обходится в 200 евро.

К настоящему моменту выпущено четыре пробных экземпляра «Чёрного Рыцаря», и самый первый из них – у нас в тесте.

 

Специально для испытаний усилителя в салон «Нота+» был привезён стационарный катушечник ATR102 со студийными фонограммами на полудюймовой ленте. Кроме того, звучание оценивалось и на более привычном музыкальном материале при подключении CD-проигрывателя Gryphon Scorpio. Акустика – двухполосные системы Blumenhofer Genium FS1 MK II с 16-дюймовыми басовиками и рупорным оформлением твитера.

 

«Главное, что отличает Black Knight от подавляющего большинства традиционных усилителей – идеальное ранжирование виртуальных источников по размеру.»

 

Мне и раньше доводилось слушать усилители на германии, включая и те, что описывались в вышеупомянутой статье. При массе положительных впечатлений неизбежно возникало ощущение нехватки мощности, а при попытке прибавить громкость заметно росли искажения и появлялась окраска в верхней середине. В нашем случае этого и в помине нет – при мягкости и неутомительности звучания «Чёрный Рыцарь» способен передать колоссальные перепады уровня. Динамический диапазон студийной записи на широкой магнитной ленте поистине огромен, и он передавался совершенно адекватно. Но главное, что отличает Black Knight от подавляющего большинства хай-файных транзисторных усилителей – идеальное ранжирование виртуальных источников по величине. Он не раздувает нюансы и не пытается поджать крупные звуковые образы. То же можно сказать о динамической шкале: соблюдается естественное соотношение между тихими и громкими звуками. Третий момент – комфортная передача верхнего диапазона, без вуали и потери разрешения. Спектральных составляющих здесь много, тарелки – как на реальной установке, звонкие, с прозрачным облаком обертонов. Слушая, невольно расслабляешься, настолько всё натурально, и жизнь остаётся в звучании даже на самых тихих фрагментах, у самого порога слышимости.

Синтетика не появилась и при подключении CD-проигрывателя. Поначалу в звуке не обнаруживаешь ничего особенного — всё очень сбалансированно, ровно и красиво, но со временем возникает какой-то личный контакт с музыкой, будто она играет именно для тебя, полностью завладевая вниманием. И отделаться от этой иллюзии не очень-то просто.

 

Ясностью и разрешением на малых уровнях Black Knight напоминает хороший ламповый усилитель или дорогой однотактник на MOSFETах, а энергетикой и способностью контролировать крупнокалиберные диффузоры может потягаться с транзисторной классикой. Лёгкость и свобода подкупают, чтобы начать слушать другую технику, нужен период адаптации. Серьёзный подход к реализации проекта позволил S.A.Lab довести звуковой потенциал германия до уровня High End Audio. Т.е. сделать то, что до сих пор не удавалось никому.

S.A.Lab Black Knight

 

Производитель: S.A.Lab (Россия)

 

http://salaboratory.com/

 

Тип усилителя: двухтактный, класса АВ || Выходная мощность: 2 х 50 Вт (4 Ом), 2 х 25 Вт (8 Ом) || Диапазон частот: 2 Гц – 200 кГц || Номинальная чувствительность: 300 мВ || Входное сопротивление: 47 кОм (RCA), 25 кОм (XLR) || Отношение сигнал/шум: -103 дБ || Уровень искажений: 0,05% (25 Вт, 4 Ома, 20 кГц) || Входы: XLR, 4 x RCA, bypass RCA || Максимальная потребляемая мощность: 460 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 480 x 310 x 505 мм || Масса: 31 кг || Цена: 800 000 руб.

 

СИСТЕМА

 

•  Катушечный магнитофон ATR102 ½”

•  CD-проигрыватель Gryphon Scorpio

•  Акустические системы Blumenhofer Genium FS1 MK II

•  Кабели:

    -  межблочные Cordial XLR

    -  акустические Shinpy Logos

    -  сетевые A.Lab Power

 

Редакция благодарит салон «Нота+» за помощь в проведении прослушивания.

All rights reserved. Все права защищены.

Находясь на сайте Вы соглашаетесь с:

Политикой конфиденциальности

Звуковая лаборатория   |   www.salaboratory.com

Где купить?

FAQ

© Copyright by Gotomedia

Фонокорректоры

Трансформаторы